Тема недели: «В с т р е ч а е м п т и
ц!»
с 20 апреля по 24
апреля
Рекомендации для родителей:
1. Побеседовать о птицах:
- выучить с ребёнком
названия перелётных птиц (грач, скворец, утка, гусь, аист, ласточка) и уточнить
их отличительные признаки;
- повторить основные
признаки по которым птицы объединяются в понятие «ПТИЦЫ» (покрыты перьями,
имеют крылья и умеют летать, вылупляются из яиц);
- уточните, почему птицы
называются «ПЕРЕЛЁТНЫМИ» (грач, скворец, утка, гусь, аист, ласточка – это
перелётные птицы, потому что улетают на зиму в тёплые края из-за отсутствия
корма и холода в наших краях);
- объясните ребёнку, что
прилёт птиц из тёплых краёв является одной из примет весны.
2. Понаблюдайте за
прилетевшими птицами
на прогулке в парке или
сквере, послушайте их пение. Обратите внимание ребенка на грачиные гнезда и
скворечники, около которых суетятся скворцы.
3. Рассмотрите перелетных
птиц на картинках.
Покажите и назовите вместе
с малышом части тела птиц и укажите их назначение: туловище, голова, крылья,
хвост, лапки, когти, глаза, клюв; клювом птица клюёт пищу, крылья нужны птице
для полёта
4. Объяснить значение слов:
стая (группа птиц,
«семья»), гнездо («дом», который птицы сами вьют-строят из веточек, а потом
откладывают и высиживают яйца), скворечник («дом» для птиц, который построили
люди из досок), птичьи трели (звонкое птичье пение), вить (строить), высиживать
(сидеть на яйцах, согревая их теплом своего тела, чтобы вылупились птенцы).
5. Упражнение «Где
сидит/стоит птица?»
(закрепить употребление
существительного в предложном падеже с предлогом НА).
На листочке бумаги можно
нарисовать картинки-подсказки (забор, травка, дерево, ветка дорога, крыша,
пень). Взрослый называет перелётную птицы и задаёт вопрос: Где сидит ласточка?
Ласточка сидит на крыше.
Грач сидит на заборе.
Гусь стоит на дороге.
Утка сидит на пне.
Скворец сидит на ветке.
Аист стоит на траве.
6. Упражнение «У кого
сколько?»
(закрепляем употребление
существительного в родительном падеже и согласование с числительным):
Скажи, сколько у ласточки
крыльев? У ласточки два крыла.
( лапок, хвостов, голов,
клювов, перьев, глаз, когтей)
7. Упражнение «Исправь
ошибку»
(развитие
пространственного восприятия).
У ласточки впереди хвост.
Нет, у ласточки впереди голова.
У грача сзади клюв.
У утки вверху лапы.
У гуся внизу крылья.
У аиста сбоку хвост.
8. Выразительно прочитайте
ребенку народную песенку. Предложите вместе с вами
сделать пальчиковую гимнастику. Выучите с ребёнком текст.
— Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
—За морем бывала, Весну добывала.
Несу, несу Весну-красну!
9. Прочитайте ребёнку
сказку «Гуси-лебеди». Выясните, кто из героев сказки понравился ему и почему,
кто помогал девочке в поисках братца.
Упражнения на развитие
речи:
Упражнение «Улетает - не улетает».
Назвать ребенку птицу, а
он должен сказать, перелетная птица или зимующая (воробей, голубь, ласточка,
сорока, скворец, грач, ворона)
Дидактическая игра
«Четвертый лишний» (можно по картинкам).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, воробей, соловей, голубь.
Скворец, грач, голубь, ласточка.
Упражнение «Назови
ласково» (слоообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):
соловей - соловушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка ... .
Упражнение «У кого -
кто» (упражнение в словообразовании).
У грача - грачата, у скворца - .... У грача -
грачонок, у журавля - ... .
Подобрать нужный по
смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).
Грач вылетел ... гнезда. Грач прилетел ...
гнездо. Грач подлетел ... гнезду. Грач кружит ... гнездом. Грач сел ... ветку.
Грач ходит ... пашне.
Упражнение «Закончи
предложение».
На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда). На
ветке сук, а на ветках ... . В гнезде птенец, а в гнездах - ... . На дворе
дерево, а в лесу - ....
Пересказать рассказ
«Прилетели грачи» по вопросам.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они
уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине
высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
Объяснить ребенку
значения словосочетаний: «предвестники весны», «гнезда вить», «вершина дерева»,
«птенцов выводить».
Вопросы. Какие птицы
прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?
Прослушать рассказ:
Строители гнёзд.
Прошла зима. Птичьи гнёзда исчезли, их разрушили вьюги и метели.
Вернулись к нам птицы весной, а гнёзд нет. Надо строить новые. Птицы строят
себе жилища клювом. Грачи в клюве веточки носят. Ласточка клювиком глину для
гнёздышка носит с речки. Даже загадка такая есть, про птиц и их гнёзда: «Без
рук, без топорёнка построена избёнка».
Ответь на вопросы:
• Кто живёт в гнёздах?
• Что сделали зимой вьюги и метели?
• Когда возвращаются к нам птицы?
• Чем они будут строить себе гнёзда?
• Как строит себе гнездо грач? Ласточка?
• Какая загадка есть про птиц и их гнезда?
Комментариев нет:
Отправить комментарий